Ремонт и замена стоек автомобиля своими руками


Еще с тех пор как автомобильная промышленность получила свое развитие, инженеры ломали голову над тем, как же снизить колебания кузова, возникающие на неровностях и ухабах. "Лидером" из всего, что было придумано – амортизатор, представляющий собой устройство, внедренное в систему подвески.

Назначение и принцип работы амортизаторов

Амортизаторы являются демпфирующими составляющими подвески. Амортизатор работает вместе с еще одной деталью, которая характеризуется упругостью – обычно это пружина или торсион. Амортизатор предназначается, прежде всего, чтобы обеспечить более плавный ход, сохранить сцепление колеса и асфальта, обеспечив при этом плавность хода.

Назначение и принцип работы амортизаторов

Чтобы понять принцип действия этой детали, необходимо разобраться, как происходит его взаимодействие с остальными составляющим подвески. Действие амортизатора направлено на уменьшение амплитуды кузовных колебаний, получающейся, когда работают упругие элементы.

Функцию упругого элемента обычно выполняет пружина, закрепляемая на амортизаторе. Вся вместе такая конструкция представляет собой стойку.

Ее работа базируется на газовом или гидравлическом сопротивлении. В большинстве случаев рабочей жидкостью является масло.

Сам амортизатор содержит две составляющие – цилиндр и поршень. В первом находятся заполненные воздухом и маслом, или газом, либо просто маслом камеры. Внутри цилиндра движется поршень – он идет вниз или поднимается.

Если в камера залито масло, то оно, перетекая в другую камеру, создает сопротивление, которое воздействует на двигающийся поршень. Если демпфер газовый, а как известно газы плохо поддаются сжиманию и разжиманию, поршень будет сопротивляться давлению, которое оказывает сжимающийся газ.

Благодаря такому сопротивлению, движения поршня будут более плавными, погашая, таким образом, толчки.

Различия между амортизатором и стойкой

Отличий между этими двумя узлами автомобиля не так уж мало. Амортизатор может работать, как элемент стойки, а стойка нет – чтобы она стала действовать, как амортизатор, нужна опорная пружина и рулевая тяга. Также у стойки есть усиленный корпус и шток, и цена стойки гораздо выше. Если амортизатор лишь гасит вибрации, стойка подвергается и нагрузкам сбоку. Кроме того, стойка, в сравнении с простым амортизатором, обеспечивает надежность автомобилю. Если говорить о неисправном амортизаторе, то он придаст лишь некоторые неудобства водителю, тогда как неисправность стойки уже будет означать неуправляемый автомобиль.

азличия между амортизатором и стойкой

Часто встречающиеся неисправности

Основной перечень неисправностей таков:

  • Повреждения поршня и штока;
  • Несоответствие или низкое качество масла;
  • Механические повреждения и деформации корпуса;
  • Протечки жидкости.

Причина протечек проста – это могут быть изношенные сальники или уплотнители. Износ сальников происходит и из-за постоянных движений штока, в результате которых постепенно истирается кромка сальника. Хотя наиболее частой причиной повреждений сальника может стать пыль или коррозия, песок или задиры на штоке.

Деформацию чаще всего провоцируют удары по корпусу демпфирующего узла. Шток из-за вмятин не может перемещаться полностью на свою высоту, а там, где произошла деформация, поршень будет упираться и не проходить.

Обычно повреждение поршня происходит только, когда машина попадает в яму на скорости. Такого воздействия демпфер не выдерживает и получается пробоина. В такой момент происходит столкновение поршня с днищем камеры, в результате чего поршень повреждается. Также деформируются клапаны и нарушаются процессы перетекания масла между камерами.

Масло для автомобильного амортизатора является рабочей жидкостью. И функционирование демпфера непосредственно зависит от его качества и рабочих показателей. При низкой вязкости масла движению поршня будет не достаточно сопротивления, вследствие чего даже небольшие неровности на дороге приведут к пробиванию демпфера. Если использовать масло большой вязкости в зимний период, то создаваемое сопротивление будет слишком сильным.

Проверка амортизаторов

Исправность демпфера легче всего проверить визуально. Заметные следы масла на корпусе означают, что герметичность камер была нарушена, скорее всего из-за изношенных сальников или уплотнителей. Такой демпфер будет обладать крайне низкими параметрами.

Кроме того, на корпусе могут обнаружиться деформации, а, между тем, даже небольшая вмятина может создать проблемы ходу поршня или даже совсем его заклинить.

Проверка амортизаторов

Крепежные элементы следует проверить на предмет целостности и наличие коррозии.Стоящие в нижнем шарнире резиновые втулки тоже должны быть целыми и без следов разрушения.

Поверхность штока демпфера должна быть зеркальной, без изъянов. Если же она не идеально зеркальная, то поршень не будет ходить и амортизатор не сможет функционировать полноценно.

Чтобы проверить демонтированный амортизатор, его необходимо установить в вертикальное положение. Зафиксировать нижний кронштейн можно с помощью ног, а руками вытянуть шток и отпустить. В рабочем амортизаторе сопротивление движущемуся вверх штоку больше, чем когда он идет вниз.

Одинаковое усилие, с которым шток движется в обоих направлениях, говорит о том, что в цилиндрах осталось совсем мало масла, либо оно закончилось совсем. Когда в крайних положениях штока сопротивление явно снижается, то в цилиндре камеры находится воздух.

Работа амортизаторов также проверяется, когда они установлены на машине. С этой целью автомобиль раскачивают в передней и задней части. Если автомобиль качнется только один раз, то демпфер исправен. Заклиненная стойка не даст качать машину.

Менять или ремонтировать?

Чтобы понять, что делать, стоит сначала выяснить, разбирается ли стойка или нет. Стойки с монолитным корпусом не разбираются, даже если ее вскрыть, то больше работать она уже не будет.

Менять или ремонтировать?

Все гораздо проще, если в месте, где шток заходит в трубу, установлено стопорное кольцо или гайка, то такая стойка допускает обслуживание и ремонт.

Что сделать для восстановления газа

Для начала деталь надо вертикально зажать в тисках. Потом ее основательно прочищают и воздухом из компрессора продувают место входа штока. Потом, чтобы разобрать узел, снимают колпачок защиты на штоке.

После этого в шток нужно закачать газ, для этого на него одевают специальный штуцер. Газ должен закачиваться до достижения необходимого давления. Во время всех этих манипуляций необходимо соблюдать меры предосторожности. Чтобы достичь нужного давления, процедуру придется повторить несколько раз. Ориентироваться следует на показания манометра.

Что сделать для восстановления газа

Когда давление достигнет указанных в паспорте показателей, нужно смазать сальник штока и надеть колпачок на корпус. По этому принципу производят ремонт как газовых, так и газомасляных амортизаторов.

Как заменить сальники, шток и клапаны

Прежде всего, нужно разобрать амортизатор. Затем следует извлечь и определить, в каком состоянии находятся поршень, клапаны, шток и уплотнительные кольца. Неисправные элементы подлежат замене. Резиновые составляющие несложно найти на рынке из числа универсальных.

Потом узел нужно аккуратно собрать, соблюдая последовательность монтажа всех элементов. Во время сборки немаловажную роль играет чистота. Попавший во время сборки внутрь мусор приведет к скорому выходу узла из строя.

Как заменить сальники, шток и клапаны

Также внимательно нужно производить определение годности клапанов. Их исправность влияет непосредственно на работу амортизаторов. Чтобы они работали мягче, нужно менять шайбы штока. Но действовать необходимо по инструкции, предоставленной производителем.

На финальном этапе шток монтируют в трубу и меняют сальник. Кстати, последний иногда бывает в весьма приличном состоянии. Тогда в него закладывается новая порция констинентной смазки, и можно продолжать его использовать.

Механизм доверху заполняют маслом. Его избыток вытечет сам, пока будет устанавливаться шток. Стоит обратить внимание, чтобы в камеру не попал воздух. Стойку обязательно надо прокачать.

Прокачка амортизатора

Устанавливать стойку нужно штоком вверх. Потом плавно сжать его, пока рабочая часть не поднимется так, чтобы оказаться в 2 см от верхнего края стакана. В этом положении шток надо зафиксировать на несколько секунд.

Прокачка амортизатора

Шток плавно вытянуть до упора. Алгоритм повторить не менее 3 раз.

Чтобы стойки дольше служили

Чтобы стойки прослужили дольше, днище машины стоит регулярно обрабатывать антикоррозийными препаратами. Зимой, только тронувшись, нельзя выполнять сразу резкие маневры.

Стремительные разгоны и торможения, когда масло в стойках еще холодное, лишь приведут к сокращению срока службы деталей. Для преодоления серьезных препятствий стоит выбирать низкие передачи.

Ремонт и замена стоект: видео

^ Наверх